Нагрузка от пожарной машины на перекрытие

Нагрузка от пожарной машины на перекрытие

Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года

№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.

Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.

В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.

8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.

8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.

При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.

МГСН 3.01-01 — Страница № 36

Модернизация жилого дома — приведение к современным требованиям его объемно-планировочных решений и архитектурных качеств (в результате частичной перестройки с осуществлением перепланировки квартир, секций, этажей или нежилых помещений, в том числе с изменением их функционального назначения), а также конструктивно-технических и инженерно-технических решений без изменения объема жилого дома (кроме, как правило, увеличения объема за счет пристройки лифтов, мусоропроводов и мусорокамер).

Одноквартирный жилой дом (коттедж) — индивидуальный жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи и имеющий придомовой участок.

Первый период индустриального домостроения — период индустриального строительства в Москве 4-5-этажных жилых домов, в основном возведенных в 1957-1968 гг., в том числе крупнопанельных домов (серии I-515, 1605АМ, 1МГ-300, К-7, II-32, II-35), домов с неполным каркасом (серия I-335), крупноблочных домов (серия I-510), домов с кирпичными несущими стенами (серий I-511, I-513, II-34) и домов из объемных блоков. Квартиры в этих домах, как правило, имеют заниженные площади, в том числе площади жилых комнат и подсобных помещений, а также проходы через гостиную в кухню или в спальни.

Прогрессирующее обрушение — это обрушение конструкций здания (или его части высотой два и более этажей), потерявших опору в результате локального разрушения какого-либо этажа.

Реконструкция жилого дома — переоборудование жилого дома с целью совершенствования его объемно-планировочных решений и архитектурных качеств (с осуществлением перепланировки квартир, секций, этажей или нежилых помещений, в том числе с изменением их функционального назначения), а также конструктивно-технических и инженерно-технических решений с учетом современных требований при изменении объема жилого дома путем пристройки новых объемно-планировочных элементов, в том числе квартир или их помещений, лестнично-лифтовых узлов, помещений нежилого назначения, а также надстройки (в том числе мансардным этажом) или разборки частей жилого дома.

Секция жилого дома — здание или часть жилого здания (отделенная от других частей глухой стеной) с квартирами (жилыми ячейками общежитий), имеющими выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор. Длина общих коридоров, не имеющих естественного освещения в торцах и примыкающих к лестничной клетке, не должна превышать 12 м. Площадь квартир на этаже секции должна быть, как правило, не более 500 м 2 .

Смежно-изолированные квартиры для семей из нескольких поколений — квартиры, каждая из которых обеспечена необходимым набором основных и подсобных (а при необходимости также вспомогательных) помещений, объединяемых через проем (или проемы). При этом данные квартиры могут иметь общие помещения (переднюю, холл, коридор, столовую, постирочную и другие).

Совмещенный санузел — помещение, оборудованное унитазом, ванной (или душем) и умывальником.

Специализированный квартирный жилой дом — жилой дом с обслуживанием с квартирами для престарелых или для семей с инвалидами.

Читайте также  Как правильно сделать вальмовую крышу?

Хозяйственные кладовые (внеквартирные) — помещения, предназначенные для хранения предметов быта, располагаемые вне квартиры в первом, цокольном или подвальном этаже жилого здания.

Ширина опорного контура — расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси автолестницы (автоподъемника) выносных опор.

Измененная редакция. Дополнение № 1.

Приложение 3

ТРЕБОВАНИЯ К РАСЧЕТУ НАГРУЗОК НА СТИЛОБАТ (ИЛИ ПРИСТРОЕННЫЙ ОБЪЕМ) ОТ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

1. Количество машин на стилобате принимается из расчета расположения пожарных автомобилей (типы автомобилей согласно НПБ 188-2000) в несколько рядов, исходя из предпосылок:

расстояние от здания до первого ряда автомашин — 10 м;

количество машин в каждом ряду определяется из расчета одна автомашина на каждые 30 м фасада жилого здания;

количество рядов автомашин принимается на основе данных о ширине стилобата (пристроенный объем) из расчета 15 м между рядами автомашин (но не менее двух рядов).

2. При расчете нагрузок от каждого пожарного автомобиля принимается:

МДС 21-3.2001 => Примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий. Стоянка легкового автотранспорта.

1 g = 2,4 — 14 кг·м -2 ;

6 — g = 140 — 160 кг·м -2 ;

2 — g = 67 — 119 кг·м -2 ;

7 — g = 200 кг·м -2 ;

3 — g = 60 — 66 кг·м -2 ;

8 — g = 210,0 — 250 кг·м -2 ;

9 — g = 500 — 550 кг·м -2 ;

5 — g = 82 — 155 кг·м -2 ;

10 — g =640 кг·м -2

Рис. 5. Зависимость минимальной продолжительности начальной стадии пожара tнсп от объема V и высоты H помещения

1 — H = 3 м; 2 — 6 м; 3 — 12 м

Рис. 6. Зависимость эквивалентной продолжительности пожара для железобетонных конструкций перекрытия от времени пожара для ПРВ

3-0,24; 7-0,12; 10-0,03;

при V £ 10 3 ;

при V > 10 3 ;

здесь V объем помещения, м 3 ;

Ai площадь i-го проема, м 2 ;

hi — высота i-го проема, м;

S — площадь пола помещения, м 2

Рис. 7. Зависимость эквивалентной продолжительности пожара для несущих железобетонных стен от времени пожара для ПРВ

3-0,24; 7-0,12; 10-0,03

Рис. 8. Зависимость эквивалентной продолжительности пожара для центрально-сжатых железобетонных колонн для ПРВ

ПРИМЕРЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

СТОЯНКА ЛЕГКОВОГО АВТОТРАНСПОРТА

Двухэтажная обвалованная стоянка на 96 мест предназначена для строительства на внутридворовых и придворовых территориях новых и существующих жилых районов, микрорайонов, кварталов с использованием покрытия автостоянки для благоустройства и озеленения, игровых и спортивных площадок и т.п.

Автостоянка предусматривает манежное хранение легковых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе.

Здание автостоянки включает:

1-й этаж — цокольный площадью 1429 м 2 , высотой 3 м;

2-й этаж — надземный площадью 1429 м 2 , высотой 3 м.

Для определения категории пожарной опасности выполнялся расчет в соответствии с НПБ 105-95. В здании пожарная нагрузка только от легковых автомобилей.

Среднее количество горючих веществ и материалов в одном автомобиле следующее:

резина — 100 кг; бензин — 60 л; смазочные масла — 20 л; пенополиуретан — 10 кг; полиэтилен — 4 кг; полихлорвинил — 5 кг; искусственная кожа — 9 кг.

Низшая теплота сгорания, МДж/кг, этих веществ и материалов составляет:

резина — 33,52; бензин — 42; смазочные масла — 41,8; пенополиуретан — 24,3; полиэтилен — 44,14; полихлорвинил — 14,31; искусственная кожа — 17,76.

Пожарная нагрузка от одного автомобиля будет равна:

100 х 33,52 + 60 х 42 + 20 х 41,8 + 10 х 24,3 + 4 х 44,14 + 5 х 14,31 + 9 х 17,76 = 7359 МДж.

В соответствии с расчетом здание не относится к категориям А и Б.

Равномерно распределенная пожарная нагрузка по помещению хранения автомобилей при площади хранения 1309 м 2 составит:

7359 х 48 / 1309 = 270 МДж/м 2 .

Проверяем значение пожарной нагрузки на участке

0,64 х 270 х 3 2 = 1555,2;

Помещение для хранения автотранспорта относится к категории В2.

Категория пожарной опасности здания В.

Въезды в автостоянку независимые в каждый этаж, рассредоточенные, на первый этаж — по пандусу в заглубленную часть, на второй этаж — по надземному пандусу. Из помещения хранения автомобилей с каждого этажа в количестве до 50 единиц устраивается один выезд.

Степень огнестойкости здания по проекту — 1, класс конструктивной пожарной опасности здания С0 по СНиП 21-01-97*.

В соответствии со СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» двухэтажные здания стоянок должны оборудоваться установками автоматического тушения пожара.

Этажи здания разделены противопожарным перекрытием. Огнестойкость противопожарного перекрытия, при которой не происходит потеря им несущей способности, определялась расчетом исходя из величины пожарной нагрузки и условий ее сгорания.

Определяем вид возможного пожара в помещении хранения автомобилей.

Площадь тепловоспринимающих ограждающих конструкций составляет 1890 м 2 .

Удельная пожарная нагрузка по площади тепловоспринимающих конструкций в помещении хранения автомобилей составляет:

Рк = 7359 х 48 / 13,8 х 1890 = 13,5 кг/м 2 .

Рассчитанная критическая пожарная нагрузка на 1 м 2 площади тепловоспринимающих конструкций составляет 8 кг/м 2 , следовательно, в помещении возможен объемный пожар, регулируемый вентиляцией.

Для пожара, регулируемого вентиляцией, определяем возможную его продолжительность:

t = 353232 / 6285 х (0,6 х 0,8 х 48 + 3 х 2,3 х 2)0,88 1/2 = 1,6 ч.

Определяем проемность помещения

П = (48 х 0,6 х 0,8 + 3 х 2,3 х 2)0,88 1/2 / 1429 = 0,02 м 1/2 .

Эквивалентная продолжительность пожара для плиты перекрытия при длительности свободно развивающегося пожара продолжительностью 1,6 ч и проемности 0,02 не достигает 1 ч (рис. 6).

Следовательно, при фактическом пределе огнестойкости противопожарного перекрытия 1 ч и равным ему условиям сопряжении обеспечивается нераспространение пожара через перекрытие.

В соответствии с расчетом принимается противопожарное перекрытие 2-го типа (REI 60). Люки и клапаны в нем должны быть 2-го типа (EI 30).

Предел огнестойкости несущих конструкций, обеспечивающих устойчивость противопожарного перекрытия, и узлов крепления между ними, должен быть не менее R60.

Принятое объемно-планировочное и конструктивное решение, включающее устройство противопожарного перекрытия между 1-м и 2-м этажами, позволило рассматривать каждую часть здания как одноэтажное здание с самостоятельными выездами наружу и не оборудовать здание установкой автоматического пожаротушения. Все пожароопасные помещения надземного и цокольного этажей оборудованы автоматическими установками обнаружения пожара.

Технико-экономическое обоснование включает сравнение вариантов:

1. Здание без противопожарного перекрытия, оборудованное установкой автоматического пожаротушения.

2. Здание с противопожарным перекрытием, оборудованное установкой автоматической пожарной сигнализации.

3. Базовый вариант: здание без противопожарного перекрытия, без установок автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, имеются только первичные средства пожаротушения.

В расчетах учитывались следующие сценарии пожаров.

Сценарии возможных пожаров предполагают возникновение загорания в одном из автомобилей. При свободном развитии происходит распространение горения на другие автомобили и пожар переходит в объемный.

Часть загораний ликвидируется с помощью первичных средств пожаротушения на небольшой площади.

Часть пожаров в зданиях, оборудованных установками автоматического пожаротушения, тушится в пределах расчетной площади тушения.

Пожары, которые не потушены первичными средствами из-за их или недостаточной эффективности, или позднего обнаружения, развиваются и тушатся при своевременном прибытии подразделений пожарной охраны.

Часть пожаров, прибытие на которые подразделений пожарной охраны по каким-то причинам не оказалось своевременным, развиваются на большие площади и происходят с обрушением строительных конструкций.

С учетом вероятности каждого из перечисленных вариантов развития пожара рассчитаны вероятностные годовые потери на объекте. В расчете принята стоимость 1 м 2 здания вместе с оборудованием:

В 1-м варианте — 8512 руб.;

во 2-м варианте — 8484 руб.;

в 3-м варианте — 8400 руб.

Стоимость содержимого здания — 4200 руб/м 2 .

Для 1-го варианта:

М(П1) = 0,0000094 х 4200 х 2858 х 4 х 0,79 = 356 руб/год;

М(П2) = 0,0000094 х 8522 х 2858 х 120 х 0,52 (1 — 0 79) х 0,86 = 2580 руб/год;

М(П3) = 0,0000094 х 8522 х 2858 х 176,6 х 0,52 [1 — 0 79 — (1 — 0,79) 0,86] 0,95 = 599 руб/год;

— (1 — 0,79) 0,86] 0,95> = 981 руб/год.

Для 2-го варианта:

М(П1) = 0,0000094 х 4200 х 2858 х 4 х 0,79 = 356 руб/год;

М(П2) = 0,0000094 х 8484 х 2858 х 176,6 х 0 52 (1 — 0 79) х 0,95 = 4175,6 руб/год;

М(П3) = 0,0000094 х 8484 х 2858 х 1429[l — 0 79 — (1 — 0,79) 0,95] = 3419,8 руб/год.

Для 3-го варианта:

М(П1) = 0,0000094 х 4200 х 2858 х 4 х 0,79 = 456 руб/год;

М(П2) = 0,0000094 х 8400 х 2858 х 1429 (1 — 0,79) 0,95 = 64335 руб в год;

М(П3) = 0,0000094 х 8400 х 2858 х 2858 [1 — 0,79 — (1 — 0,79) х 0,95] = 6772 руб/год.

Таким образом, общие ожидаемые годовые потери составят:

М(П) = 356 + 2580 + 599 + 981== 4516 руб/год.

М(П) = 356 + 4175,6 + 3419,8 = 7951,4 руб/год.

В базовом варианте:

М(П) = 356 + 64335 + 6772 = 71463 руб/год.

Рассчитываем интегральный экономический эффект И по формуле (3) при норме дисконта 10%.

1-й вариант: Rt = 71463 — 4516 = 66947 руб.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Поделиться

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

Р.И. Бега, канд. техн. наук, Л.В. Городецкий, канд. техн. наук, А.М. Балашов, Н.Н. Манылова, М.Ю. Соляников

В настоящее время уделяется повышенное внимание обеспечению пожарной безопасности строящихся в г. Москве высотных зданий. Столица оснащается современными пожарными машинами, вес которых существенно превышает вес машин, ранее находившихся в эксплуатации.

Новая пожарная техника, обеспечивающая безопасное проживание в мегаполисе с высотными зданиями, требует устройства особых пожарных проездов и вертолетных площадок.

Нормы пожарной безопасности и выпускавшаяся в те годы пожарная техника были разработаны в основном для зданий малой и средней этажности (до 25 этажей). К тем условиям эксплуатации и нормам безопасности были разработаны конструкции пожарных проездов.

Для пожаротушения в домах повышенной этажности в г. Москве имеются пожарные машины производства Финляндии (4 — с длиной стрелы 90 и 4- длиной 68 м). На рисунке 1 показан момент тушения пожара в здании МГУ.

Эксплуатируется машина с высотой коленчато-телескопического подъемника 101 м. Так, масса пожарной машины Bronto Skylift F101HLA с самым высоким в мире подъемником составляет 62 т. С повышением этажности строительства зданий увеличивается высота подъемников и лестниц, что значительно повышает общий вес пожарных машин и нагрузки на ось. Применение подобных машин требует пересмотра подходов к устройству пожарных проездов: ширины проезжей части, размеров разворотных площадок, радиусов поворота дорожных конструкций с использованием современных материалов и технологий их устройства. Увеличена ширина аутригеров до 8 м. Если раньше в соответствии с требованиями нормативов наибольшая ширина пожарных проездов составляла 6 м, то в настоящее время при проектировании ширина пожарных проездов должна быть не менее 9 м.

Читайте также  Коэффициент теплопроводности газосиликатных блоков

С учетом ожидаемых нагрузок конструкции пожарных проездов следует устраивать из высокопрочных, пожаробезопасных и технологичных материалов (рисунок 2).

Для установки аутригеров необходима жесткая опора размером 0,5 x 0,5 м, покрытие которой должно состоять из конструктивных слоев с использованием бетона или фибробетона класса > В35.

В качестве материалов для покрытий пожарных проездов с учетом ожидаемых нагрузок целесообразно применение фибробетона классов В40 и В45. Для повышения деформативной способности покрытия целесообразно устраивать основание из малоцементного укатываемого бетона классов В15 и В25. При устройстве пожарных проездов на переувлажненных глинистых и суглинистых грунтах целесообразно использовать геосетку, которая позволит повысить устойчивость конструкции в целом и сохранить требуемую ровность покрытия. Использование подъемников 90 — 100 м и лестниц на машинах требует не только высокой прочности, но ровности, что и достигается с применением геосеток.

Разработан альбом конструкций пожарных проездов для домов различной высоты и с учетом нагрузок от пожарных машин. Величина допустимой нагрузки делится на 3 класса: легкие с полной массой до 7500 кг (L — класс); средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М — класс) и тяжелые с полной массой более 14 000 кг (S — класс).

Для здания высотой до 10 этажей включительно расстояние от края пожарного проезда до стены здания принимается равным 5 — 8 м, и для более высоких зданий — 8 — 10 м.

В зоне пожарного проезда не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и сажать деревья.

Вдоль фасадов зданий, имеющих входы, ширина пожарных проездов назначается в зависимости от этажности зданий. При высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа ширину следует принимать не менее:

  • до 5-ти этажей — до 13 м с разъездными карманами — 3,5 м;
  • от 6 до 16 этажа — с 13,0 до 46, м с разъездными карманами — 4,2 м;
  • 17 этажей и выше — более 46,0 м с разъездными карманами — 6,0 м.

Тупиковые проезды в замкнутых дворах и полузамкнутых средней этажности зданий должны заканчиваться разворотными площадками размером не менее 20 х 20 м.

Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской), установкой дорожных знаков и антивандальных сигнальных устройств. Пожарные проезды у высотных зданий должны иметь кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами).

Уклон пожарных проездов должен быть не более 6‰. Радиусы закруглений поворотов пожарных проездов для пожарных машин должны быть не менее 12 м. Вид разворотной площадки у зданий повышенной этажности представлен на рисунке 3, а схема движения пожарных машин на разворотных площадках минимальных размеров у домов сложившейся застройки на рисунке 4.

По контуру площадка ограничена комингсом с пропилами, защищенным антисептиком и лаком, а также водоприемным лотком из нержавеющей стали для сбора и отвода воды в две водосточные воронки.

На участках пожарных проездов с закруглениями и на разворотных площадках следует использовать криволинейные бортовые камни.

Толщины конструктивных слоев пожарных проездов устанавливают расчетным путем с учетом условий эксплуатации, расчетной нагрузки в зависимости от этажности зданий, гидрогеологических характеристик грунтов, принятых материалов для оснований и покрытий.

В отдельных случаях для пожаротушения применяются вертолеты, для которых требуются специальные площадки, которые устраивают на крышах зданий, у водоемов и пожарных проездов. Вдоль Калужского и Варшавского шоссе в границах «новой Москвы» предстоит обустроить 7 вертолетных площадок у водоемов.

На одном московском административном здании в течение ряда лет эксплуатировалась вертолетная площадка в виде равностороннего восьмиугольника площадью 40 кв. м. Потребовался ремонт покрытия площадки, выполненного из 2 слоев асфальтобетона общей толщиной 100 мм (крупнозернистый асфальтобетон — 50 мм и верхний слой из мелкозернистого асфальтобетона — 50 мм). Для замены существующего покрытия институт разработал рекомендации по устройству покрытия вертолетной площадки, обеспечивающего повышение прочности, пожаробезопасности, экологичности и долговечности покрытия. Было предложено взамен асфальтобетона по тем же отметкам уложить покрытие из литых фибробетонных смесей марки по прочности В35, по морозостойкости в солевых растворах F300.

Для фибробетонных смесей, предназначенных для ВПП, рекомендовано применять портландцемент без минеральных добавок марки 500 с содержанием в клинкере трехкальциевого алюмината не более 7%. Был использован низкоалюминатный портландцемент ЦЕМ 1 42,5Н ООО «Тула-цемент», в качестве добавки — суперпластификатор фирмы «Зика» для получения осадки конуса 19 — 21 см. Применена фибра из нержавеющей стали с длиной волокон 30 и толщиной 0,5 — 0,6 мм.

Перед укладкой фибробетонной смеси в покрытие на ВПП выполнялись подготовительные работы, включавшие удаление двух слоев асфальтобетонного покрытия, очистку, промывку, просушку и продувку поверхности, обработку поверхности бетонного основания (В25) катионактивной дорожной эмульсией марки ЭБК-1 (ГОСТ Р 52128-2003).

Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель, и смесь перемешивали в течение 1,5 мин. Бетонную смесь разравнивали по геодезическим отметкам, поверхность обрабатывали ручным инструментом типа Goldblatt.

Бетон на пожарных проездах и вертолетных площадках через 2 — 4 ч после его укладки закрывали полиэтиленовой пленкой, пергамином, толем и др., и выдерживали в течение 7 сут.

Цементнобетонная смесь доставлялась автобетоносмесителями, при этом объем бетонной смеси не должен превышать 6,0 куб. м. Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель и перемешивали в течение 3 мин. В случае необходимости подвижность бетонной смеси корректировалась дополнительным введением добавок.

Конструкции пожарных проездов и вертолетных площадок, построенных из фибробетона, пожаробезопасны, надежны в эксплуатации, срок службы между капитальными ремонтами составит не менее 30 лет.

1 ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

2 ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб

3 ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.

4 ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

5 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

6 СНиП 2.07.01-89* СП 42.13330.2011 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений

7 ТР 86-98 Технические рекомендации по технологии применения дисперсно-армированных бетонных смесей и оснований городских дорог повышенной эксплуатационной надежности

8 TP 135-02 Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог в местах, подверженных усиленному воздействию транспортных нагрузок

9 TP 138-03 Технические рекомендации по применению укатываемого малоцементного бетона в конструкциях дорожных одежд

10 TP 147-03 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей

11 TP 172-05 Технические рекомендации по строительству городских дорог с применением криволинейных бортовых камней

12 МГСН 1.01-99 Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы

13 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный Закон № 123-93 от 22.07.2008

Требования к пожарному проходу, проезду и подъезду в 2021

  • ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479
  • Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по пост. № 390
  • СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

Приведем требования данных нормативных документов, которые относятся непосредственно к проходам, проездам и подъездам пожарных машин к зданиям и сооружениям:

Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений

1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:

1)пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

Правила противопожарного режима действующие с 01.01.2021 по пост. №1479

71. Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.

72. При проведении ремонтных (строительных) работ, связанных с закрытием дорог или проездов, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), незамедлительно представляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог или проездов.

74. На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Читайте также  Внутренняя отделка дома из пеноблоков своими руками

Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы и противопожарные расстояния для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

393. В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ;

Правила противопожарного режима действующие до 01.01.2021 по постановлению № 390

75. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

76. При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

Согласно СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям:

8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1 Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

8.2 К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.3 Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.4 К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.5 Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5-8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8-10 метров.

8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.10 В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.11 Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.12 В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.13 Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.14 Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.15 При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.16 К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.17 Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.18 На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

Форумы CADUser → Отрасль → Архитектура и строительство → Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщения 11

#1 Тема от Олеся 12 декабря 2005г. 16:39:10

  • Олеся
  • Восстановленный участник
  • На форуме с 12 декабря 2005г.
  • Сообщений: 3
  • Спасибо: 0

Тема: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

Как правильно учесть нагрузку от автомобилей на ж/б монолитные перекрытия при проектировании гаражей и многоэтажных автостоянок? если кто знает в каких нормативных документах прописано подскажите, пожалуйста. Спасибо.

#2 Ответ от Олеся 14 декабря 2005г. 13:34:21

  • Олеся
  • Восстановленный участник
  • На форуме с 12 декабря 2005г.
  • Сообщений: 3
  • Спасибо: 0

Re: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

за 2 дня 21 просмотр и 0 ответов. Неужели никто не сталкивался с этим вопросом?

#3 Ответ от Alan 14 декабря 2005г. 14:09:34

  • Alan
  • Активный участник
  • Откуда: Украина / Киев
  • На форуме с 2 апреля 2002г.
  • Сообщений: 1,344
  • Спасибо: 15

Re: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

> Олеся
А Вы поиском пробывали? На dwg.ru тема кажется точно обсуждалась.

#4 Ответ от Valery Brelovsky 15 декабря 2005г. 09:52:02

  • Valery Brelovsky
  • Активный участник
  • Откуда: Израиль / Север Израиля / Кирь
  • На форуме с 3 июня 2005г.
  • Сообщений: 2,359
  • Спасибо: 19

Re: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

> Олеся
А как с остальными нагрузками?
И что рядом с вами не у кого спросить?
Строительные нормы и правила СНиП 21-02-99
«Стоянки автомобилей»
Строительные нормы и правила СНиП 2.01.07-85*
«Нагрузки и воздействия»
Строительные нормы и правила СНиП 2.05.03-84*
«Мосты и трубы»

#5 Ответ от Олеся 19 декабря 2005г. 17:52:06

  • Олеся
  • Восстановленный участник
  • На форуме с 12 декабря 2005г.
  • Сообщений: 3
  • Спасибо: 0

Re: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

Спасибо за ответы. Все остальные нагрузки будем учитывать по СНиП Нагрузки и воздействия. Про автомобильные нагрузки там ничего конкретного. В Снипе Мосты и трубы (спасибо за подсказку) нашла значения и схемы. Пока просмотрела, буду разбираться с коэффициентами сочетания и коэф. динамичности, особенно как учитывать в сейсмике, т. е. в особом сочетании. И все же непонятно со схемами,как учитывать эти нагрузки, во всех ли пролетах сразу или выбирать невыгодные схемы,или принимать к-л постоянную равномерно-распределенную, со значениями около 400 кН/м2.

#6 Ответ от Константин 19 декабря 2005г. 21:35:02

  • Константин
  • Восстановленный участник
  • На форуме с 3 сентября 2002г.
  • Сообщений: 35
  • Спасибо: 0

Re: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

Сложно судить не видя самой расчетной схемы. При расчете мостов строют линии влияния и загружают временной нагрузкой только положительные или только отрицательные участки лини влияния. А как Вы получили цифру 400 кН/м2?

#7 Ответ от engineer_alex 15 марта 2006г. 15:09:57

  • engineer_alex
  • Восстановленный участник
  • На форуме с 15 марта 2006г.
  • Сообщений: 8
  • Спасибо: 0

Re: Как учесть нагрузку от автомобилей на перекрытия при проектировании автостоянок?

Я тоже сталкивался с такой проблемой при проектировании многоэтажного паркинга. Обычно в многоэтажных паркингах расположены легковые автомобили. Весом до 3 тонн. Вообще-то нагрузку вы должны принимать по заданию технолога. Увы, у нас его не было. Мне пришлось изучить нормативную литературу США, Японии, Германии по нагрузкам и воздействиям. Выводы:
1) Нагрузка на перекрытия паркингов варьируется от 250 до 550 кг/кв.метр в разных странах. Я принимал 500 кг/кв. метр.
2) Нужно проверять перекрытие на продавливание сосредоточенной нагрузкой (например, от домкрата). Величину не помню, что-то около 1 тонны на площадку размером 10х10 см. Это приблизительно, по памяти.
3)Обязателен расчет колонн и всего паркинга на удар автомобилем. Величина горизонтальной силы около 10 тонн. Высота — на уровне 300-700 мм от пола. Насчет количества одновременно ударяющихся автомобилей и их расположения данных нет.
Необходимы ограждения — парапеты, их тоже надо рассчитывать на удар.
Если будут еще вопросы, пишите.