Что такое бортовой камень

Бордюр или поребрик? Как правильно и в чем разница?

что такое бортовой камень

Бордюр и поребрик – невысокие барьеры, используемые для создания границ между проезжей частью и тротуаром, пешеходными дорожками и газонами, другими зонами разного назначения. Изготавливаются из тяжелых бетонов, армированных и неармированных, а также природного камня, чаще всего – гранита.

В дорожном строительстве бордюром и поребриком называют бортовые камни, выпускаемые в соответствии с ГОСТом 6665-91 из бетона и железобетона и ГОСТом 6666-81 из горных пород.

Бетонные и железобетонные изделия в соответствии с нормативами выпускают различных форм – прямые рядовые, прямые с уширением и прерывистым уширением, прямые с лотком, въездные, криволинейные.

Основные области применения бортовых камней

Основная функция этих изделий в дорожном строительстве – это разграничение:

  • проезжей части и пешеходной зоны;
  • велосипедной дорожки и тротуара и проезжей линии;
  • автодороги и площадки-остановки автобусов, троллейбусов, маршрутных такси или трамвайных путей;
  • газона и зон мощения.

Также бортовые камни могут использоваться для строительства водоотводов.

Что же такое поребрик и чем он отличается от бордюра?

Существует мнение, не подтвержденное нормативными документами, что эти два понятия различаются по способу укладки.

  • Поребриком обычно называют бортовые камни, уложенные таким образом, что их верхняя грань возвышается и над зоной мощения, и над плоскостью, которая с ней граничит.
  • Бордюр – конструкция, верхняя грань которой располагается вровень с верхней зоной мощения.

Также существует неофициальная версия, что отличием между поребриком и бордюром являются их размеры. «Поребриками» называют узкие изделия небольших габаритов, используемые, например, для разграничения дорожек в парке и газона, а словом «бордюр» – достаточно широкую сборную железобетонную или каменную полосу, разделяющую проезжую часть и тротуар.

В официальной документации обычно употребляют термины «бортовой камень» и «бордюр».

Есть ли ещё разница между поребриком и бордюром?

Применение понятия «поребрик» считается правильным в следующих случаях:

  • Декоративная кирпичная кладка, при которой кирпичный ряд располагается под углом к фасаду с выступающим ребром.
  • На гоночной трассе для повышения безопасности гонок. Такие разделительные конструкции располагают на наружной и внутренней сторонах трассы в местах поворотов. Для этой цели используются изделия с ровной или волнистой поверхностью. Барьеры с волнистой поверхностью значительно снижают скорость болидов при наезде на них.

Понятие «бордюр» используется не только в дорожном строительстве. Это слово также применяется для обозначения цветной полосы (каймы), обрамляющей что-либо, – ковер, платок, аллею, площадь.

Еще одно отличие поребриков от бордюров, применяемых в дорожном строительстве, – чисто географическое. Исторически сложилось, что в Санкт-Петербурге, Карелии, Новосибирске дорожные разделители называют «поребрики», а в Москве и других городах России – «бордюры».

Источник: https://monolit-gbi.ru/articles/bordur-ili-porebrik/

Бордюрный камень: размеры и срок службы дорожного камня, установка и замена поребриков

что такое бортовой камень

В современном мире не найти участка улицы без бордюров. Люди применяют их на дачах, в садах, в парках, на остановках, в длину автомобильных дорог. Бордюрный дорожный камень — практичный материал, который достойно смотрится. В промышленности ценится функциональность и эстетичный внешний вид: бортовой камень соответствует всем требованиям. В дальнейшем стоит только найти качественный материал, изготовленный по всем нормам ГОСТ, и провести правильную установку.

Каждое изобретение оставляет после себя свою историю. Она несет в себе особый фундамент для дальнейшего развития.

История возникновения

Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.

Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

  • С повышенной отдачей тепла;
  • Устойчивый к высокой влажности;
  • Состав, который быстро твердеет;
  • Пластифицированный;
  • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
  • Средней временной отрезок застывания.

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Самостоятельное изготовление поребрика

Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.

Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.

Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.

Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.

Источник: https://sotka.guru/stroitelstvo/osobennosti-bordyurnogo-kamnya-ego-razmery-i-harakteristiki.html

Технология установки бортовых камней на бетонном основании

что такое бортовой камень

Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.

Закрепление краевых участков мощения бордюром — надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами — гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ — например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

*Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания 

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Источник: https://www.cemsys.ru/pokupatelyam/article/1507/

Что такое бортовой камень — ПроСтройматериалы

Строительство дорог применительно к населенным пунктам можно считать законченным, если установлено разграничение между тротуаром и проезжей частью, которое производится с помощью бордюра дорожного. Также в комплекс строительных мероприятий по созданию транспортной инфраструктуры входит создание ландшафтного дизайна, включающего в себя озеленение придорожных территорий.

Функции

Под бордюром дорожным следует понимать изделие, разделяющее тротуар и проезжую часть, что позволяет обеспечить:

  • безопасность пешеходов;
  • формирование границ дорожного полотна;
  • возможность облицовки тротуаров плиткой или их асфальтирования;
  • декоративное оформление дорожек в парковых зонах города и на придомовых территориях частных землевладений.

Для изготовления рассматриваемого изделия используют прочные материалы, например, применяют бетонную смесь, а конечному продукту придают стандартизированные размеры и формы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать откосы из гипсокартона

Варианты изготовления

Существует относительно много вариантов изготовления бордюра дорожного, что зависит от назначения изделия и используемого сырья.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Из чего изготавливают дорожный бордюр

  1. Железобетон – в качестве основы берется арматура из стали и мелкозернистый бетон, польза применения которого заключается в целом ряде преимуществ: долговечность, устойчивость к воздействиям механического характера, а также малая восприимчивость к избыткам влаги и перепаду температур.
  2. Вибропрессованная бетонная смесь – при производстве используют виброформы, что гарантирует получение прочного изделия, находящего свое применение в городах, так как такой бордюр долговечен и способен минимально реагировать на перепады температур и влажность.
  3. Гранит – материал плотной структуры, обеспечивающий производство сверхпрочного бордюра, который практически не впитывает влагу, обладает предельной стойкостью к истиранию, способен выдерживать любые колебания температурного режима, но отличается высокой ценой.

Маркировка

Для возможности определения характеристик бордюра дорожного следует обращать внимание на его маркировку, которая наносится непосредственного на упаковку или ее можно обнаружить в бланке заказа. Чтобы было понятно, что обозначают буквы и цифры маркировки, рассмотрим это на следующем примере: БР 100.30.18. Приведенное буквенно-цифровое сочетание характеризует изделие как камень прямой рядовой, длина которого составляет 100 см, высота – 30 см и ширина – 18 см.

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Стоимость

Стоимость бортового камня, имеющего такие размеры, как 1000x300x150, зависит от его вида. При этом средние цены за одно изделие по Москве следующие:

  • бортовой бетонный – 215 руб.;
  • дорожный – 240 руб.;
  • радиальный – от 255 до 280 руб.

Содовые образцы данной продукции можно купить за 240 руб. с учетом того, что они будут несколько меньше: 1000x200x80 – по сравнению с вышеприведенным примером.

Покупать как сам бордюр, так и бордюрный камень рекомендуем у производителей. Например, бордюрный камень от завода «К-777» можно заказать на странице http://plifort.org/bordyur-dorozhnyj/.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

Источник: https://isss.ru/stroitelnye-bloki/chto-takoe-bortovoj-kamen.html

Бордюр. Виды и применение. Формы и производство. Особенности

Бордюр – элемент ландшафтного благоустройства, предназначенный для разграничения зон с дорожным покрытием для транспорта или пешеходов. Бордюры в подавляющем большинстве изготавливаются из бетона, более редкими являются изделия из камня. Последние чаще всего делают из гранита. Они в разы дороже, отличаются долговечностью, высокой устойчивостью к замерзанию и осадкам.

Бордюры устанавливаются для отделения:

  • Пешеходной зоны.
  • Проезжей части.
  • Клумб.
  • Разноуровневых площадок.

С бордюрами дорожное покрытие выглядит намного аккуратней. Они предотвращают свободный выезд транспортных средств из одной зоны в другую. Кроме этого бордюрный камень может выполнять поддерживающую функцию. К примеру, он незаменим при укладке тротуарной плитки. Если его не будет, то плитка не имея ограждения по краям дорожек быстро разрушиться.

Также бортовой камень позволяет проводить более аккуратную укладку асфальта и бетона. Он предотвращает растекание смеси до ее застывания. Бордюры препятствуют перетеканию осадков из одной зоны в другую. За счет их высоты дождевые и талые воды стекают по бортовым камням, не затекая на пешеходные зоны.

Наличие бортового камня позволяет создать препятствие для заезда автотранспорта в зоны, не предназначенные для этого. Переезд через бордюр может закончиться повреждением дна автомобиля, рулевой рейки и различных деталей подвески. По этой причине движение через бордюры выполняется в крайних случаях. Ими отделяют пешеходные зоны, что предотвращает парковку автомобилей на тротуарах.

В зависимости от назначения выполняется классификация бордюра на несколько разновидностей:

  • Тротуарный или садовый.
  • Дорожный.
  • Магистральный.

Главное отличие между бордюрами по этому критерию является их размер. В связи с этим они не являются взаимозаменяемыми. Так бордюр для тротуара недостаточно высокий для автомобильных дорог. Дорожные бордюры излишне крупные для садовых дорожек и клумб. На них они смотрятся неуместно.

Практически все современные бордюры изготавливаются из бетона. Изделия из камня сохранились в исторических частях городов из прошлых времен, также они применяются в частном строительстве или облагораживая территорий скверов, площадей. Бетонные бордюры на порядок дешевле в связи с простотой изготовления. Легкость их производства позволила провести стандартизацию изделий. Они производятся согласно требованиям ГОСТ.

Строительные нормы требуют использовать для тех или иных задач бордюры конкретных размеров. В связи с этим почти весь ассортимент бортовых камней имеет стандартные параметры. Подавляющее большинство бордюров закупаются для строительства дорог и тротуаров. Последние укладываются с учетом строгих норм, поэтому использование на них нестандартных бортовых камней не допускается.

Тротуарный бордюр

Также называют садовым. Они имеют высоту 200 мм и ширину 80 мм. Длина изделия может составить 50 см или 1 м. Его используют для ограничения тротуаров, садовых дорожек и прочих пешеходных зон. Также его могут использовать для отделения клумб, газонов. Им могут отделять зоны парковок.

Нередко его делают с добавлением цветного пигмента. Подкрашенные элементы в основном применяются в сочетании с тротуарной плиткой. С обычным бетоном или асфальтом укладываются стандартные серые бордюры.

Такое изделие может иметь различную форму кромки, чтобы максимально сочетаться с окружающим ландшафтом. Она может быть сделана таким образом, чтобы иметь возможность вплотную подъезжать к бордюру газонокосилкой, не цепляясь к нему ее ножами. Это позволяет выкашивать траву вплотную к бортику в один проход.

Дорожный

Используется в основном для отделения дорог от тротуаров или обочины. Высота изделия составляет 30 см, ширина 15 см. Как правило, длина камня делается 100 см, гораздо реже 300 см. Это самый распространенный тип бордюрного камня. Согласно статистике 9 из 10 бордюров являются дорожными.

Фиксированные ГОСТом размеры дорожного бордюра выбраны неспроста. Именно такой высоты достаточно, чтобы предотвратить движение транспортных средств через ограничительный бортик. Однако она остается вполне преодолимой для решения экстренных задач, к примеру, для подъезда пожарного автомобиля вплотную к зоне возгорания.

Магистральный

Это изделие имеет самые большие габариты. Его используют для установки на автомагистрали, трассы между городами, эстакады, мосты. За счет массивности магистральный бордюр имеет более высокий ресурс службы. Через него гораздо сложнее переехать даже автомобилю с высоким клиренсом. Он производится высотой 30 и 45 см. Его ширина может составить 15 или 18 см.

Виды бордюров по форме

В зависимости от формы поперечного сечения согласно ГОСТ существует 6 типов бордюров. Каждый из них благодаря ряду особенностей в лучшей мере подходит под тот или иной способ укладки. Также помимо маркируемых бордюров бывают и нестандартные, к примеру, заборные.

Прямые рядовые маркируются буквами БР. Это стандартные наиболее часто применяемые. Их можно увидеть вдоль дорог, тротуаров, клумб. Они имеют ровное основание, верхние кромки изделия могут быть прямыми, скругленными, слегка зауженными.

Прямые бордюры изготавливаются односторонними или двусторонними. Односторонний используется в тех случаях, когда нужно разделить 2 зоны с разной высотой. К примеру, тротуара и клумбы. Двусторонний больше подходит в том случае, когда нужно визуально подчеркнуть стык двух разных поверхностей, находящихся на одном уровне. Примером этого может быть разделение тротуара и дороги для автомобилей. Такие поверхности часто укладываются на одном уровне  в придомовых территориях.

Бордюр с уширением маркируется БУ. Его используют на нестандартных участках, где существует риск размывания дорожного полотна. За счет Г-образного сечения при сильных осадках вода течет по бортику, не подмывая дорожное полотно. Для этой же цели используются прямые бордюры с прерывистым уширением БУП. За счет своей формы они достаточно эффективно замедляют поток воды

Прямые бордюры с лотком БЛ часто используются для отделения газонов. За счет формы они позволяют делать аккуратное подстригание травы, исключив повреждение ножа газонокосилки о поверхность бордюра.

Выездные применяются для разграничения дорожного полотна в тех местах, где через бортовой камень планируется переезжать. Такое изделие на порядок ниже. За счет этого по нему можно проехать,  не рискуя при этом повредить дно автомобиля.

Криволинейные БК выполнен в виде изгиба. Их можно использовать, чтобы отгородить клумбу или дорожное покрытие, форма которого не имеет прямых углов, а отличается закруглением.

Также для обустройства дорожек применяются бордюры водостоки. Они имеют вогнутую поверхность в виде желоба, предназначенного для стока воды. Их преимущественно используют в сочетании с тротуарной плиткой для отвода осадков в ливневую систему.

Достаточно широкое распространение получил заборный бордюрный камень. Он используется для закрытия просвета между забором и грунтом. По внешнему виду он весьма похож на обычный тротуарный бортовой камень, однако его параметры не регулируются требованиями ГОСТ. С целью удешевления его толщина может быть меньше стандартных 80 мм. Также может отличаться длина. Такой бордюр преимущественно используют с заборами из железобетона и профлиста.

Отличие между вибропрессованными и вибролитьевыми бордюрами

Бордюр может быть изготовлен из различных по составу бетонных смесей. Как правило, для этого применяется бетон марки М400. Однако важным параметром бордюра выступает не столько марка бетона, а технология изготовления.

Всего применяется 2 метода:

  1. Вибропрессование.
  2. Вибролитье.

Оба метода позволяют существенно повысить прочностные характеристики бетона, поскольку дают возможность удалить из него пузырьки воздуха и добиться высокой плотности материала. Однако самым эффективным из них является вибропрессование. Такой бордюр помимо того что превосходит вибролитьевой в прочности, он также существенно более устойчив к низким температурам. Благодаря этому изделие менее склонно к осыпанию.

Для производства вибролитьевого бордюра применяется вибростол. Бетон заливается в форму, которая поддается вибрации. В результате этого смесь уплотняется. Для изготовления вибропрессованного бортового камня помимо вибрации на заготовки дополнительно оказывается прямое давление. Отличить визуально бордюры сделанные по разной технологии можно по уровню гладкости. Вибропрессованные изделия имеют шероховатые стороны. Вибролитьевой бордюр весь гладкий.

Бетонная смесь при изготовлении бордюра по любой технологии в большинстве случаев армируется стальной арматурой. Существенно реже используется чистый бетон. Изделия без арматуры более склонны к разрушению во время транспортировки и укладки. Они могут сломаться пополам при выгрузке, если обращаться с ними неаккуратно.

Желательно перевозить бордюры на поддонах и не бросать их при разгрузке. После непосредственного монтажа, который выполняется методом укладки бордюрного камня на бетон, наличие арматуры перестает быть столь существенным, так как на изделие перестают влиять силы способные его сломать. Нужно отметить, что тяжелые длинные бордюры должны армироваться обязательно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Стеллаж как перегородка в комнате

При отсутствии арматуры они могут сломаться даже при поднятии.

Похожие темы:

Источник: https://tehpribory.ru/glavnaia/materialy/bordiur.html

Бортовой камень – основные типы и области применения :

Бортовой камень является надежным средством для предотвращения размытия обочин, формирования всевозможных дорожных элементов и декоративного применения. С помощью материала удобно оформлять газоны, тропинки, стоянки, выделять отдельные функциональные зоны.

Широта современного ассортимента позволяет в точности подбирать необходимые размеры бортового камня, его высоту, цвет, прочие параметры в соответствии требуемыми условиям выполнения работ.

Классификация

Бортовой камень принято классифицировать в первую очередь согласно материалам изготовления. Другими определяющими отличиями отдельных типов материала выступают габариты, способы производства, назначение. Указанные факторы в комплексе определяют стоимость конкретных изделий.

В настоящее время распространенными материалами для производства бортового камня служат:

  • бетон;
  • гранит;
  • железобетон;
  • карьерный камень.

Естественно, стоимость материала, изготовленного из натурального горного сырья, будет на порядок выше по сравнению с бетонными либо железобетонными изделиями.

Что касается изготовления цветного садового бортового камня, то здесь в качестве основы применяется портландцемент, различные фракции песка, цемента, щебня и всевозможных добавок.

Применение

Существует несколько распространенных областей применения бортового камня.

  1. Разграничение проезжих частей дорожного полотна, пешеходных зон для обеспечения безопасности на улицах и автомобильных магистралях.
  2. Укладка с целью увеличения сроков службы дорожных покрытий при высокой вероятности размывания и преждевременного повреждения покрытий.
  3. Использование в качестве элемента ландшафтного дизайна при обустройстве садовых дорожек, разграничении приусадебных участков. Установка бортового камня также выглядит целесообразной при организации клумб и зеленых лужаек.

Особенности выбора

Подбирая материал, прежде всего следует сосредоточиться на способе его будущего применения. Размеры бортового камня, характеристики и внешний вид изделий для разграничения проезжих участков существенно отличаются от садовых камней.

Если говорить о бортовом камне, который будет использоваться в ландшафтном дизайне, то такой материал должен отличаться не только высокой прочностью, но также отменными эстетическими качествами. Причем для обустройства пешеходных зон на приусадебном участке либо в саду рекомендуется выбирать самые миниатюрные формы бортового камня.

Дорожные бортовые камни в большинстве обладают внушительными габаритами. Данная особенность конструкции диктуется необходимостью противодействия значительному давлению почвы при укладке дорожных покрытий, строительстве мостов, организации парковочных зон, придворовых территорий. Особенно высоки требования к показателям прочности и удароустойчивости таких материалов, что регулируется государственными стандартами.

Источник: https://www.syl.ru/article/203963/new_bortovoy-kamen-osnovnyie-tipyi-i-oblasti-primeneniya

Бордюрный камень: особенности, плюсы и минусы, размеры, правила укладки, видео укладки

Сегодня невозможно представить улицы города без бордюров. Их можно увидеть повсюду: на остановках, вдоль автомобильных дорог и пешеходных дорожек, в парках и скверах, вокруг клумб и газонов. Не стали исключением садовые и дачные участки. Популярность бордюра можно объяснить тем, что в нем удивительно легко сочетаются функциональность и эстетичность.

Что представляет собой бордюрный камень?

Бордюрный камень применяют уже несколько сотен лет. Его главное назначение — отделить пешеходную часть дороги от проезжей, чтобы обезопасить пешеходов. Для производства этого строительного материала применяется в основном технология полусухого прессования. Бордюр может быть изготовлен из бетона, железобетона, гранита.

Применение бордюрного камня

Бордюрный или бортовой камень широко применяется в благоустройстве городских дорог и тротуаров, садовых и дачных участков. В зависимости от области применения камень делится на несколько видов:

  • Дорожный. Применяется при строительстве городских дорог. Он разграничивает дорожное полотно и пешеходную зону. Бордюр укрепляет плитку с краев, увеличивая ее срок эксплуатации. Также камень удерживает дорожное полотно, препятствуя его расползанию под нагрузкой.
  • Магистральный. Длиннее дорожного. Более прочный и менее подвержен воздействию низких температур, чем дорожный.
  • Тротуарный. Применяется при благоустройстве тротуаров в городе, площадей, дорожек в городских скверах и парках и др. Он защищает клумбы, дорожки, газоны от разрушения и размывания почвы. По размерам он немного уступает дорожному бордюру. Имеет богатую цветовую гамму и разнообразие форм.
  • Cадовый. Достаточно длинный, но при этом не широкий. Используется в отделке газонов, клумб, в обустройстве парков и скверов.
  • Газонный бордюр. Применяется чаще всего как элемент декоративной отделки при разбивке садовых и дачных клумб и дорожек. Он ниже тротуарного бордюра по высоте и весит гораздо меньше. Может быть разного цвета и формы, помогает предотвратить разрушение почв. В городе используется при организации детских и парковочных площадок, благоустройстве территории перед торговыми комплексами и жилыми домами.
  • Помимо благоустройства дорог и тротуаров, бордюрный камень служит для организации водостоков. С его помощью можно направить водный поток в необходимом направлении.

Основными материалами для изготовления бордюрного камня являются бетон и гранит. У каждого их этих материалов есть свои достоинства и недостатки:

  • Достоинство бетонного бордюра в его низкой цене по сравнению с гранитным.
  • Гигроскопичность. Для повышения влагоустойчивости в бетон добавляют различные примеси. Но даже с добавками он впитывает до 4% влаги, в то время как у гранита этот показатель составляет не более 0,45%.
  • Морозоустойчивость. При низких температурах впитанная вода превращается в лед и начинает разрывать материал. На бетонном бордюре из-за недостаточной гигроскопичности быстрее появляются трещины, он становится хрупким и начинает разрушаться. Нередко производители бетонного бордюра стремятся увеличить объемы производства, нарушая технологию изготовления. Чтобы не ждать, пока бетонная смесь остынет, ее пропаривают особым методом. Это ведет к снижению морозоустойчивости бетона. Произведенный подобным образом бордюр уже в первый год эксплуатации начинает разрушаться. Через 4−5 лет его придется полностью менять. Гранитный бордюр может прослужить до 40 лет и только тогда на нем появятся трещины и сколы. Частая замена бетонного бордюра ведет к дополнительным расходам. В конечном итоге затраченная на него сумма существенно превысит стоимость гранитного бордюра.
  • Природный камень выглядит более привлекательно, чем бетон. Со временем бетонный бордюр темнеет и выглядит весьма неприглядно.

Наиболее применим бордюрный камень длиной 1 м. Высота и ширина варьируется в зависимости от места применения. Для отделения дорог от тротуаров и газонов используется бордюр шириной 30 см и высотой 15 см. На остановках общественного транспорта применяют бордюр шириной также 30 см, а высотой 18 см. Газоны от пешеходных дорожек отделяют бордюром шириной 20 см и высотой 8 см.

Также изготавливают бордюрные камни длиной от 0,5 м до 3 м, шириной от 8 см до 20 см и высотой от 8 см до 60 см. Каждый из них имеет свой ГОСТ, в котором описана область применения.

Правила и особенности укладки

Для укладки понадобятся инструменты:

  • лопата;
  • бечевка или нетолстая веревка;
  • уровень;
  • колышки;
  • киянка;
  • цемент;
  • песок;
  • трамбовка.

Укладка бордюрного камня проходит в несколько этапов:

  1. Сначала при помощи бечевки и колышков следует разметить и прокопать траншею, соответствующую размерам бордюрного камня. Ее глубину делают немного больше, чем планируемое залегание камня. Если асфальтовое или плиточное покрытие находится на одном уровне с землей, то бордюр должен располагаться выше, чтобы препятствовать загрязнению дорожного полотна.
  2. Дно траншеи уплотняют при помощи трамбовки и заливают ровным слоем бетонную смесь, состоящую на ¾ из песка и на ¼ из цемента.
  3. Для ровной укладки бордюра следует натянуть бечевку, по которой будет выставляться камень. Следует следить, чтобы он не заваливался в сторону. Выравнивают бордюр киянкой.
  4. Если у бордюрного камня есть лицевая сторона, то нужно это учитывать во время укладки. Бордюр для клумбы укладывается «лицом» наружу, для дорожки — вовнутрь.
  5. Для прочности бордюрный камень скрепляют снаружи смесью из цемента и песка.

Не зря работы по укладке бордюрного камня считаются заключительным этапом в благоустройстве территории. Бордюр привносит элемент завершенности в общий вид облагораживаемого места. Это универсальный строительный материал. Обладая способностью сохранять от разрушений дорожное полотно и почву, он не лишен эстетических качеств и способен украсить как садовый участок, так и городские улицы.

Источник: https://nashgazon.com/uchastok/dorozhki/bordyurnyi-kamen-razmery-i-harakteristiki.html

Бордюр дорожный: виды, маркировка, применение и производство

Строительство дорог применительно к населенным пунктам можно считать законченным, если установлено разграничение между тротуаром и проезжей частью, которое производится с помощью бордюра дорожного. Также в комплекс строительных мероприятий по созданию транспортной инфраструктуры входит создание ландшафтного дизайна, включающего в себя озеленение придорожных территорий.

Бордюрный камень, его практические и эстетические возможности

Бортовой камень решает множество практических задач. В первую очередь это, разумеется, ограждение тротуаров от проезжей части. Однако такие ЖБИ уже начали достаточно широко использоваться и на территориях, не имеющих отношения к непосредственному движению транспортных средств.

В частности, бордюрный камень замечательно решает и определенные задачи обустройства парковых зон, приусадебных участков, дач и других территорий.

Завод ЖБИ-4 предлагает широкий ассортимент такой продукции. Образцы садового и дорожного бордюра представлены у нас в большом спектре форм и линейных размеров.

Бордюрный камень в саду, в парке, сквере

В качестве садового бордюра бортовой камень может использоваться:

  • для огораживания клумб,
  • для отделения газонов от прилегающих к дому мощеных площадок,
  • для зонирования территории.

А теперь рассмотрим конкретные модификации бордюрного камня, которые предлагает наш завод.

Модель БР 40.16.6.

Это самый низкий бордюр, с его помощью очень удобно разделять участки газонов, например, со стороны дорожек. Газон – это насаждение травы, он невысок и не требует регулярной прополки, поэтому тут нет опасности, что земля будет рассыпаться на дорожки и пачкать их (этот момент особенно важен, если дорожки гравийные).

Впрочем, и модели немного повыше – высотой не 16, а 20 см, каковы, к примеру, БР 50.20.8 – в данной ситуации тоже вполне уместны.

Для огораживания прилежащих к зданию участков или дорожек хорошо использовать образцы БР 50(60,80,100).20.8, а также БР 100.25.10(15).

Они имеют среднюю высоту, что позволяет достаточно четко зонировать территорию на участки разного назначения, но не создавать визуального ощущения преграды. Например, если вдоль дорожек посажены цветы, то такой садовый бордюр окажется как раз к месту.

Более высокие модификации бортового камня замечательно подходят для отделения, скажем, подъезда к гаражу или месту парковки, потому что тогда бордюр уже не только красивый контур этого участка, но и определенная степень защиты.

Специалистами завода разработан и бордюрный камень закругленной формы, прямое назначение которого — обеспечить поворот дорожного полотна.

Кроме своей прямой функции, радиусный бордюр решает проблему создания зон произвольной формы. Например, клумба овальной формы или в виде произвольного очертания с вогнутыми и выпуклыми контурами с помощью такого бордюра организовывается запросто.

И, конечно же, нельзя не отметить образцы БСл 100(30/22)15.

Этот вариант интересен уже своими декоративными возможностями. Ну а использовать его можно где угодно.

Бортовой камень для разных ландшафтных стилей

Известно, что некоторые из современных стилистических направлений не будут выглядеть вполне реализованными без бетонных конструкций. Таковы хай-тек, постмодернизм, в определенной мере минимализм. А в японских и китайских садах бетонными конструкциями очень удобно заменять некоторые традиционные каменные сооружения, а также совмещать бетон и натуральный (или искусственный) камень.

Присмотритесь повнимательнее к представленным на сайте образцам бордюров, и вы непременно заметите, что модификации БР 50(60,80,100).20.8 как нельзя лучше вписываются в минималистический экстерьер,

что БР 40.16.6 и БР 100.30(45,60).* – типичная классика,

а бордюры БСл – это уже что-то из модерна или постмодерна.

А напоследок хочется отметить вот что. Обустройство территории – вещь относительная, и она отлично допускает и смешение стилей, и отступления от норм, и свободу творческой фантазии. Главное, чтобы было приятно глазу и удобно.

Поэтому выбирайте то, что вам по вкусу. А мы гарантируем вам, что любые железобетонные изделия, приобретенные на заводе ЖБИ-4, будут служить вам десятилетие за десятилетием как и положено продукции высокого качества.

Источник: https://gbi4.ru/statii-o-zhbi/258-bordyurnyj-kamen-ego-prakticheskie-i-ehsteticheskie-vozmozhnosti.html

Бордюрные камни: форма и размеры, плюсы и минусы, особенности укладки

Бордюрный камень применяется в дорожном строительстве, при благоустройстве территории загородных домов, дачных участков, мест общественного пользования. Материал используют для окантовки дорожек, для отделения зеленых насаждений в скверах и в парковых зонах. Изготавливают бордюрный камень различных размеров из гранита, пластика, железобетона и бетона.

Выделяют несколько разновидностей бордюрных камней, характеристики которых зависят от материала изготовления в зависимости от области применения:

  • магистральные, отличающиеся наибольшей длиной и самыми высокими показателями прочности, практически не подвержены воздействию низких температур;
  • дорожные, используемые для разграничения дорожного полотна и пешеходной зоны. Предназначены дорожные бордюры для укрепления плитки с краев в целях продления срока эксплуатации и для удержания дорожного полотна;
  • тротуарные, размеры которых несколько меньше размеров дорожных элементов, используются при благоустройстве городских тротуаров, защиты от размывания почвы и разрушения клумб, газонов, дорожек. Тротуарные бордюры предлагаются различных форм в обширной цветовой гамме, что позволяет без затруднения подобрать подходящий вариант;
  • садовые, неширокие и длинные, используются при обустройстве скверов и садов;
  • газонные, используемые при декоративной отделке дачных и садовых дорожек, при обустройстве парковок и детских площадок, помогают предотвратить разрушение почв.

Используют бордюрные камни также при обустройстве водостоков для направления водного потока.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно класть газоблок

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Дорожные камни

Дорожный бордюрный камень используется в процессе строительства дорог вблизи населенных пунктов. Его основная цель — обозначение грани между пешеходной зоной и автомагистралью.

Кроме того, усиленные бордюры обеспечивают длительную сохранность дорожного полотна, предотвращая его сползание под воздействием тяжеловесного транспорта.

Бордюрный дорожный камень устанавливается и на магистралях, расположенных вдали от населенных пунктов. На таких участках используются самые прочные изделия, изготовленные из бетона высокого качества. Они отличаются увеличенным сроком эксплуатации и большой длиной.

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

  • конфигурацией;
  • размерами;
  • формой сечения.

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Стоимость камней

Ценник на бордюрные камни варьируется в зависимости от разновидности изделия, его размеров и предназначения. Самым низким ценником характеризуются тротуарные варианты. Их стоимость стартует от 60 рублей за штуку.

Источник: https://stroi-s-ka.ru/postrojki/bortovoj-kamen-razmery.html

Бордюрный камень: ГОСТ, размеры, виды, особенности, характеристики

|ГОСТы и СНиП|ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые

Дата: 28 ноября 2017

3675

Коментариев: 0

В дорожном строительстве и ландшафтном дизайне применяются различные виды бордюрных ограждений. Они устанавливаются вдоль автодорог, на остановках общественного транспорта. Ими окантовывают пешеходные дорожки, а также отделяют зеленые насаждения в парковых зонах и скверах.

В промышленных изделиях сочетается функциональность и привлекательный внешний вид. Зная назначение, важно правильно подобрать по габаритам и форме бордюрный камень, размеры ГОСТ регламентирует для всех типов.

Остается только приобрести и качественно установить необходимое изделие.

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР – обозначение рядового бордюра;
  • БУ – изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП – аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ – аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ – выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК – криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

[testimonial_view id=”27″]

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Бордюр ГОСТ 6665-91- размеры изделий

Согласно таблицам, имеющимся в стандарте, зависимо от марки изменяются размеры:

  • БР – имеет длину от 1 до 6 м при высоте 20–60 см и ширине 8–20 см;
  • БУ и БУП – габариты составляют 300х30 см при ширине 29–32 см;
  • БЛ – размеры изделия 300х32 см, ширина составляет 68–118 см;
  • БВ – габарит продукции 100х30 см, ширина 15–18 см;
  • БК – размер бордюров 100х30 см, ширина 18–21 см при радиусе кривизны 5–15 м.

Среди множества типоразмеров продукции наиболее распространенным является камень с длиной 1 м. Ознакомившись с положениями стандарта можно разобраться с маркировкой, подобрать размеры бордюрных камней и выбрать необходимый тип в соответствии с его назначением.

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.

Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.

Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.

Источник: https://pobetony.ru/gosty-i-snip/bordyurnyj-kamen-razmery-gost/

Бордюрный камень — основные виды и способы укладки

Улицы современных городов и поселков, крупные автомагистрали уже невозможно представить без такого важнейшего элемента, как бордюрный камень. Это железобетонный блок, при помощи которого происходит разделение проезжей части и тротуара, клумбы и пешеходной или велосипедной дорожки.

Благодаря большому разнообразию видов бордюров они стали активно использоваться и для оформления различных элементов ландшафтного дизайна в частном домостроении.

С помощью этого элемента оформляют клумбы и цветники, садовые дорожки, искусственные водоемы на приусадебных участках частных домов, дач, загородных коттеджей.

О том, что собой представляет бордюрный камень, каких видов он бывает, а также из чего и как сделать бордюр своими руками из бетона в домашних условиях пойдет речь в данной статье.

Рисунок 1. Бордюрный камень

Виды бордюрного камня

Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).

В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:

  • бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
  • железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
  • гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.

По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:

  • дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.

Рисунок 1. Бордюр дорожный

  • тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.

Рисунок 3. Бордюр тротуарный

  • магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.

Рисунок 4. Магистральный бордюр

  • радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
  • въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.

Рисунок 5. Размер и вес бордюра

Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие

  • БР – рядовые;
  • БУ – с расширением в нижней части;
  • БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
  • БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
  • БВ – въездные;
  • БК – радиусные (криволинейные).

Самостоятельная укладка бордюрного камня

Для самостоятельной укладки бортового камня на садовом или приусадебном участке необходимы следующие инструменты:

  • емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
  • Совковая лопата;
  • Уровень;
  • мастерок;
  • резиновая киянка;
  • болгарка с алмазным диском по камню или бензорез;
  • метровый строительный уровень.

Из материалов потребуются:

  • бордюр тротуарный;
  • цемент марки М400 или М500;
  • просеянный речной песок;
  • гравий с размером частиц 20-40 мм.

Процесс укладки дорожного бордюра своими руками состоит из следующих операций:

  1. Разметка траншеи при помощи нескольких колышков и хорошо заметного толстого бельевого шнура.
  2. Копка траншеи — глубина траншеи должна быть равной высоте выступа бордюра над землей плюс 10-15 см на подсыпку песка и гравия, 1,5-сантиметровый слой бетона
  3. Засыпка песчаной подушки – на дно траншеи засыпают 5-6 см мелкого речного песка, увлажняют его и трамбуют.
  4. Засыпка гравийной смеси – на утрамбованную песчаную подушку высыпают слой мелкого гравия толщиной 7-8 см и также тщательно уплотняют.

Важно! Тщательное уплотнение песчаной подушки и слоя мелкого гравия – очень ответственная и важная операция. При недостаточном уплотнении этих слоев зимнее пучение грунта может привести к тому, что некоторые бордюрные камни начнут изменять свое положение – приподнимаясь или отклоняясь в бок, вызывая разрушение уложенной внутрь ограждающего контура тротуарной плитки или асфальтового покрытия.

  1. Замешивание цементно-песчаной смеси – во вместительной емкости или бетономешалке готовят рабочий раствор для заливки траншеи с соотношение цемент:песок 1:4.
  2. Заливка и выравнивание цементно-песчаной смеси – готовый раствор порциями заливают на дно траншеи, выравнивая при помощи увлажнённого мастерка.
  3. Установка бордюрного камня – на выровненный слой раствора устанавливают бордюрные камни, выравнивая их по уровню шнура постукиванием резиновой киянки.

На завершающем этапе производится заливка траншеи по обе стороны от установленных бордюрных камней жидким цементно песчаным раствором.

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

Заключение — бордюрный камень

Таким образом, бордюры дорожные или тротуарные — это удобные прочные и надежные бетонные блоки, которые используются для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, оформления клумб и цветников на приусадебных участках.

Несмотря на большое разнообразие производителей данного вида продукции, сделать бордюр из бетона можно и своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, материалов, время и главное — желание.

Готовое изделие при правильном подходе к процессу по своим эксплуатационным характеристикам (морозостойкости, прочности, долговечности) будет незначительно уступать изготавливаемым в заводских условиях аналогам.

Источник: https://ExpertFasada.ru/beton/bordyurnyj-kamen/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строим Сами
Монолитные дома как строятся

Закрыть